Весте русские и немецкие велосипедисты ехали не в первый раз: за
многолетнюю историю дружбы состоялось три совместных велопробега
представителей двух клубов, но все они проходили по дорогам России.
Велосипедисты из УКВ каждый год намечают маршрут и отправляются в
достаточно дальний поход. Но на этот раз мы придумали поехать по
Германии, поскольку родные дороги нам порядком надоели - хотелось
прокатиться по нормальным трассам, без огромных ям и ухабов. Нашу идею
поддержала госпожа Вильма БЕРГМАН, которая очень много делает для
развития побратимских отношений между городами. Она договорилась с
членами немецкого клуба велосипедистов об организации такого совместного
велопробега. И мечта обрела реальные черты. Немецкая сторона взяла на
себя всю организационную часть: разработка маршрута, обеспечение питания
и ночлега в хостелах. Все было продумано, как потом оказалось, детально
и с немецкой четкостью.
Согласно маршруту, пробег начинался из Гёрлица - города на границе
Германии с Польшей. По нашему плану, мы отправились туда на
микроавтобусе нашего друга-велосипедиста Александра ЕГОРОВА через
Белоруссию и Польшу В дружественной стране «Батьки» нас удивило то, что
рубль, оказывается, довольно твердая валюта и, поменяв умеренное
количество российских рублей на рубли белорусские, можно почувствовать
себя довольно состоятельным человеком, чего с нами не случается в
России. Еще поразила чистота на улицах. Сначала мы высказывали
предположение, что в Белоруссии добились этого жесткими мерами
наказания. Но, как оказалось, дело не в этом. Просто, каждому ребенку с
детства прививают четкое правило: мусорить нельзя. И это, как ни
странно, работает. А вообще впечатление от бывшей советской республики
двойственное: чистота и порядок соседствуют с низким уровнем жизни,
большой инфляцией и, как следствие, бедностью большой части населения.
Магазины, например, напоминают магазины советской эпохи: такие же отделы
с отдельными продавцом. Правда, в отличие от пустых прилавков, на
которые мы все любовались в брежневские времена, в белорусских магазинах
ассортимент продуктов широкий, но цены кусаются и постоянно растут.
Такое наблюдение мимоходом. Мы пересекли границу в Бресте, совершив
перед этим незабываемую ночную прогулку по Брестской крепости.
Пройти таможню в теории можно быстро на посту «Варшавский мост». Но
чтобы добраться до таможенного пункта, пришлось двигаться в огромной
веренице машин несколько часов, метр за метром, засыпая на пять минут и
снова просыпаясь. Сама процедура проверки документов и вещей занимает
несколько минут, польский пограничник любезно спрашивает к кому едет
«такая бригада», и, когда узнает, что мы приглашены бургомистром
города-побратима для участия в велопробеге, заметно добреет и не
придирается по пустякам. Он даже милостиво разрешает нам вернуться назад
через Финляндию (в наших планах на обратный путь поездка на пароме от
порта в Германии Травемунде до порта в Хельсинки):
- Можно, тоже мооожно! - говорит он с неспешной интонацией курляндца и вручает нам паспорта.
Польшу мы проскочили быстро, за один день, меняя водителей, которых в
нашей «бригаде» достаточно. Успели только погулять в очень красивом
Вроцлаве. Эта прогулка стоила нам двух часов блужданий, поскольку
выезжая из города, мы перепутали поворот на автобане и потом долго
искали нужное направление. Но как бы там ни было, ночью мы въехали в
Гёрлиц, разбудили директора хостела, устроенного то ли во дворце, то ли в
огромном особняке, и поселились в большой номер на семь человек с
кроватями в два этажа. Потом подобных хостелов было много. В них очень
комфортно жить, тебя вкусно кормят и завтраком, и ужином. А самое
главное, за хорошие условия ты платишь вполне приемлемые даже для
российского гражданина деньги.
На следующий день к нам присоединились коллеги по увлечению из Идштайна и
единственная велосипедистка из УКВ, рискнувшая поехать в пробег по
Германии Елена ШИХОВА, а также фотокорреспондент «Угличской газеты» Анна
ЯСИНСКАЯ, которая на время пробега стала водителем нашего
микроавтобуса, сопровождая нас в пути. Немцы привезли нам большую часть
велосипедов, поскольку мы смогли взять с собой только три.
Группу немецких велосипедистов из шести человек возглавлял Юрген
ГРУСБАХ, председатель их клуба RSV, а главным по маршруту был Армии
ГАЙСЛЕР, хорошо знающий Восточную Германию. За первым ужином мы все
познакомились, попытались запомнить имена друг друга, утрясли с помощью
Вильмы Бергман детали предстоящего пробега, выпили по рюмке водки в
честь знакомства. Вильма уезжала на следующее утро, и нашим языком
общения стал международный английский. Конечно, мы успели посмотреть
очень красивый город Гёрлиц во время очень интересной экскурсии.
Замечательная архитектура: готические соборы, красивые дома,
великолепные гостиницы, изящные фонтаны... Не зря считается, что Гёрлиц -
один из красивейших городов Европы. Но, к сожалению, наряду с недавно
отреставрированными шикарными домами соседствуют другие - страшные,
облупившиеся, с трещинами в стенах и выбитыми стеклами. В бедной
Германской Демократической Республике, как и в других соцстранах, не
находили денег на реставрацию памятников архитектуры. После
воссоединения с Западной Германией ситуация изменилась: государство
стало вкладывать огромные деньги в восстановление исторического облика
городов Восточной Германии. Но отреставрировать все за короткий срок
невозможно: в Гёрлице, например, пока удалось привести в нормальное
состояние лишь тридцать процентов домов - замечательных памятников
архитектуры. Но программа восстановления работает во всех городах бывшей
ГДР, и примеров, как из руин по кирпичику с помощью компьютерной
программы был снова возведен собор или дворец мы потом видели немало в
Дрездене и Лейпциге.
14 августа мы стартовали из Гёрлица и взяли курс на Дрезден (надо сразу
отметить, что маршрут был разработан так, что каждая стоянка на ночь
приходилась на какой-нибудь красивейший город бывшей ГДР). Конечно,
дорога нас сразу поразила своим прекрасным состоянием. Мы сразу поняли,
как приятно, а главное, быстро можно ехать по ровному качественному
покрытию. Правда, мы совсем не были готовы кхолмистой местности, и при
затяжных подъемах (до 600 м) изрядно уставали на первом этапе, пока
ехали 130 километров в Дрезден. Но при дружеской поддержке немецких
коллег по увлечению, которые «тянули» нас вверх, предлагая «садиться на
колесо» на самых сложных подъемах, мы все же преодолевали все
возвышенности, а потом катились вниз так быстро (скорость при спуске
доходиладо 73-75 км), что захватывало дух и распирала радость, как в
детстве, когда мчишься, сломя голову, навстречу ветру. Другой приятный
момент, приводивший нас сначала в недоумение, был таким: водители
автомобилей мало того, что считали нас полноправными участниками
движения, но еще и берегли нас, как родных. Нашу колонну обгоняли с
особой осторожностью, уходя влево насколько возможно, а если не было
возможности обогнать из-за встречного движения, то долго ехали за нами с
той же скоростью, терпеливо ожидая, когда можно совершить обгон. Такое
отношение в России к велосипедистам даже представить сложно: машины, как
правило, проносятся мимо очень близко, едва не задевая бортом. Но какой
наш водитель думает о каких-то там велосипедистах - они «букашки»,
мешающие безбашенному движению. Их можно не замечать - пусть едут по
обочинам и не мельтешат на дороге. А заденешь и собьешь - невелика
потеря. Сами виноваты. В Германии отношение к велосипедистам кардинально
другое. Им запрещено ездить по автобанам, но на обычной дороге они -
полноправные участники движения. Их уважают все без исключения водители.
Стоит отметить, что и специальных велосипедных дорожек там тоже
предостаточно. Например, перед Дрезденом мы тридцать километров ехали по
такой дорожке по красивейшему берегу Эльбы и наслаждались, забыв про
усталость, пейзажами вокруг.
Если на холмах наши немецкие товарищи, понимая, что мы не привыкли к
затяжным подъемам, щадили нас, то на равнинной трассе спуску не было: мы
неслись 35 км в час. Мы ехали с настоящими спортсменами (хотя самому
младшему из них было сорок семь, а старшему - шестьдесят четыре) и не
думали жаловаться - мы знали, куда отправились. Тем более, что спешили
мы не зря: в каждом городе нам нужно было успеть на запланированную
экскурсию с русскоговорящим гидом. Побывать в таких красивейших городах,
как Дрезден, Лейпциг, Веймар, Айзенах и ничего не узнать об их истории,
великих людях, прославивших их, было бы непростительной ошибкой. И мы
мчались с той скоростью, с какой было нужно, не жалея сил. С первого дня
между нами и немецкими коллегами установились дружеские отношения, а к
концу пробега они вообще переросли в настоящую дружбу. Мы шутили, мы
улыбались, мы рассказывали друг другу о своей жизни... Мы быстро стали
одной командой. Стоить отметить, что наши новые друзья опекали нас весь
пробег, старались, чтобы он проходил как можно комфортнее. Если у
кого-то ломался велосипед, то немцы слаженно и быстро устраняли
неполадку. Если кто-то уставал, то ему помогали, выезжая вперед.
Особенно немецкие велосипедисты заботились о единственной женщине в
группе Елене Шиховой, которая упорно, несмотря на серьезные нагрузки,
ехала до конца все этапы. Ей помогали все. Па горках выезжали перед ней,
и Лена «садилась на колесо». Забираться на вершину таким образом было
легче. Но, конечно, если бы не ее собственное упорство и мужество,
преодолеть весь маршрут Елене бы не удалось. Все гордились ею и всегда
подбадривали дружеским участием.
Не обошлось в нашем пробеге и без маленьких аварий: на прямых участках
дороги мы шли плотной колонной на приличной скорости, поэтому малейшее
нарушение дистанции может привести к тому что ты заденешь колесом
едущего впереди, и тогда падения не избежать. Так случилось с Юргеном
Грусбахом и Эрихом ФАЛЬКОМ. Они упали, но, к счастью, почти не
пострадали. Покалечился только велосипед Эриха, и ему вместе с хозяином
пришлось доехать до Лейпцига на машине. Но вечером он приобрел новое
колесо и наутро снова смог продолжать пробег вместе со всеми.
На шестой день690 километров со всеми холмами были позади, и мы,
уставшие, но счастливые, благополучно въехали по мощенной булыжником
улочке Идштайна на площадь перед выставочным залом, где нас уже радостно
встречали не только многочисленные представители Клуба друзей Углича,
но и наши угличане, прилетевшие в город-побратим для того, чтобы
участвовать в праздничных мероприятиях. После дружеских рукопожатий,
объятий и поздравлений нас тут же усадили за стол, накрытый прямо на
площади, стали угощать сидром и очень вкусными рогаликами. Бургомистр
Герхард Крум сказал речь в нашу честь. По его мнению, велопробег стал
замечательной совместной акцией двух городов-побратимов, что очень
полезно для развития партнерских отношений. Он выразил пожелание, чтобы
таких инициатив становилось больше, особенно в плане дружеских связей
среди молодежи Идштайна и Углича. Если молодые будут делать что-то
реальное вместе, то и партнерство городов будет развиваться. Кстати,
магистрат Идштайна оказал финансовую поддержку нашему пробегу, за что мы
были очень благодарны. Кроме этого, коллеги из RSV нашли спонсоров
среди магазинов и предпринимателей. С нашей стороны нам тоже оказал
неоценимую помощь надежный друг и меценат Владимир СТЕФАНОВИЧ. За это
ему огромное спасибо. Не осталась в стороне и глава района Элеонора
ШЕРЕМЕТЬЕВА которая выделила средства для приобретения футболок с
символикой, посвященной юбилейной дате в истории нашей дружбы. Угличская
делегация благодарит Элеонору Михайловну за это. Что касается
мероприятий, которые прошли в рамках юбилея, то о них читайте в
следующем номере «Угличской газеты».
Нам было очень жаль расставаться с друзьями из клуба RSV. Но через три
очень насыщенных дня в Идштайне нам пора было собраться и взять курс на
Берлин. В последний вечер мы не только поднимали тосты за дружбу, но и
строили планы. Сначала у немецких друзей родилась идея отправиться на
следующий год вместе в Альпы и ездить там по разным маршрутам. По потом
наш предводитель Армии Гайслер высказал смелое предложение, поехать от
ИдштайнадоУглича (а это больше двух тысяч километров). Конечно, теперь
нужно об этом серьезно подумать: сможем ли мы преодолеть такое
расстояние? По, если мы все же решимся на такой пробег, он точно укрепит
дружбу не только между нашими клубами, но и между городами-побратимами.
Алексей СУСЛОВ
Фото Анны ЯСИНСКОЙ |