Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Защитники Отечества » 2014 г. » Октябрь » 22 » Нашли самолёт в болотах Некоуза

Нашли самолёт в болотах Некоуза

22.10.2014 // Защитники Отечества

В конце лета местная пресса пестрела историей о советском самолёте, останки которого были найдены в Угличском районе, а совсем недавно областные СМИ заговорили о некоузском «И-16». В болотах он сохранился в превосходном состоянии, туда мы и отправились.


Путешествие нашего доблестного экипажа началось в 14.00. Из Углича мы выехали в сторону Нового Некоуза. Всего ничего, порядка часа, было потрачено на путь до соседнего городка. Отсюда ещё километров 30 – до деревушки с интересным названием Рожалово. Всегда радуют местные топонимы – вещь, которой можно посвятить всю жизнь.

Из Рожалова мы с оператором, смело натянув на себя болоньевые штаны, зимние куртки, шапки и перчатки, сели на мотовездеход от «Русской механики» и с водителем по имени Иннокентий отправились в незабываемое путешествие по родным просторам.

Двенадцать километров по непроходимым лесам и полям – это только цифры на бумаге. В действительности же это серьёзная вещь. Сначала тебя беспокоят летящие из луж брызги на чистенькие штаны, примерно, после третьей лужи ты перестаешь об этом думать. Приятно всё-таки, что в нашей стране всегда есть на что посмотреть. И вот ты забываешь о том, что после заезда выйдешь чумазым, как домовёнок Кузька, и твой взор устремляется по сторонам. Проезжали осенний лес – зрелище само по себе несравненное. Глушь. Минута, десять, двадцать минут. Выехали на торфяные разработки. Увы, квадроциклом пришлось ломать молоденькие берёзки, но выбора нет. Справа раскинулись поля с бороздами, полными воды. Торфяник. Уходим вглубь леса. Здесь начинается овраг, десятки метров – это владения местных бобров. Деревья обгрызены, повалены, кипит работа.

Потом ещё минут десять по пересечённой местности – и мы в лагере. Здесь один человек – он сегодня готовит обед, кормит буржуйку свежеспиленными дровами. Без остановок, еще полтора километра по мягкой лесной подстилке – мох, листья и отсутствие привычной земли – это Мокеиха-Зыбинское болото. По сторонам голубика, запах хвои – и вот мы уже на месте раскопок.

Картина, скажу прямо, неожиданная: пять метров на четыре – яма. В ней по колено грязи, точнее сказать – жижи. Оттуда торчит кусок железа, это, как подсказывают участники экспедиции, часть шасси. Скорее всего, самолёт перевернут. Из ямы достают куски обгоревших деревьев – вероятно, самолёт горел.

А почему, собственно, это воздушное судно вызвало такой интерес? Сейчас расскажу. Дело в том, что в начале второй мировой войны под Рыбинском базировалась эскадрилья. Оттуда советские лётчики вылетали на задания. Это могли быть как длительные полёты на вражеские территории (история с угличским самолетом), так и своеобразное патрулировние ярославских земель.

Так вот, 17 октября 1941 года смена лётчика Сергея Ачкасова почти заканчивалась. И тут поступает сигнал, что над территорией Некоузского района появился «Хейнкель-111». По словам очевидцев, сообщениям прессы минувших лет, складывается следующая история. Самолёт Сергея Ачкасова, который, кстати, советские лётчики именовали «Ишачок», настиг врага. Чтобы не дать скрыться фашистам в облаках, Сергей завязал воздушный бой. В пылу обстрелов у нашего летчика боеприпасы иссякли, и он решил идти на таран. Таран прошел успешно, «Хейнкель» был подбит и его экипаж впоследствии арестован, а Ачкасов спустился на парашюте в местные леса. Правда, исследователи говорят, что по официальным документам Ачкасов свой самолёт посадил в болота. Истина, как всегда, бродит где-то рядом.

Так или иначе, но свидетели тех лет успели рассказать о событиях минувших времён. Правда, чтобы добраться до бабушки Нины, пришлось совершить ещё один подвиг. Тем же путем, по лесам, полям и опасно глубоким лужам мы возвращались в Рожалово к машине. Правда, любоваться уже приходилось розовым закатом – теперь темнеет рано. В сумерках показалась непривычно большая луна, мы её не могли не заснять. Добрались до деревни Парфеньево, оттуда ещё около десяти километров вглубь лесов. «Яндекс-карта» уже не показывает, что это за место. Там мы пересаживаемся на УАЗ с двигателем от трактора и стартуем в ещё одно путешествие по далёким далям. Тут 3,5 километра, только грязь и разбитые колеи не прекращаются полями. Водитель – молодец, видно, не в первый раз пробирается по здешним местам. Дмитрий – внук бабы Нины.

Виртуозно крутя «баранкой», Дима домчал нас до деревушки Власиха. Здесь, как оказалось, всего два жилых дома. Один из них – Нины Алексеевны. На зиму бабушка перебирается к внукам, а пока проводит время в родном доме. Дом этот всего в четырёх километрах от упавшего самолёта, правда, напрямую добраться совсем невозможно, такая уж местность, что приходится ехать вокруг, потратить львиную долю дня, чтобы лично спросить у бабы Нины: «Что же было?».

Нина Алексеевна рассказала, что падения они не видели. В сорок первом году она училась в четвёртом классе. Говорит, что только смотрят – идёт из леса человек с рассечённой губой. Это и был Сергей Ачкасов. Десятилетними ребятами они с любопытством высыпали на улицу, стеснялись, но интереса это не убавило. За этот подвиг Сергей получил звание Героя Советского Союза.

Краеведы и исследователи надеются, что найденный в болотах Некоузского района самолет – именно то, что они ищут, «И-16» Сергея Ачкасова. Номер двигателя отправлен на экспертизу в столицу, остаётся только ждать вердикта документалистов.

На сегодняшний день самолёт почти полностью поднят из грязи. На самом деле детали сохранились превосходно: элементы двигателя, выхлопные трубы, кузовные части – очень много частей кузова хранится в лагере. На многих даже краска осталась на месте. Сегодня экспедиция уже заканчивается, а энтузиасты думают о поисках того самого «Хейнкеля-111», который и подбил Сергей Ачкасов.

Время и работа экспертов покажут, точно ли это именно те самолёты, о которых знают краеведы. Сегодня же налицо кропотливая работа исследователей. Было бы интересно закончить эту историю, берущую свое начало в 1941-м году, найденным немецким самолётом. С нетерпением ждём следующего путешествия по родным непроходимым просторам Ярославского края.

Юлия ПЯТНОВА Фото автора

Число просмотров: 2885

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=13181

Дата Период

Написать комментарий к новости

Ваше имя
Пожалуйста укажите имя
Email для ответа
Пожалуйста заполните
На сайте не публикуется, необходим для того, чтобы мы при необходимости могли Вам ответить
Комментарий
Пожалуйста напишите комментарий