Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Социум » 2014 г. » Октябрь » 17 » Путешествие в город, которого нет

Путешествие в город, которого нет

17.10.2014 // Социум

В этом году Волга не радует нас полноводием, за это лето несколько барж даже пришлось спасать, когда они садились на мели. И если для судоходства отсутствие должного уровня в Рыбинском водохранилище – это головная боль, то для людей, интересующихся историей, – очередная возможность посетить затопленный в 1940-е годы город – Мологу.


По словам почётного гражданина Углича Виктора Ерохина, подобные катаклизмы с великой рекой случаются раз в 8-9 лет, поэтому мы решили воспользоваться выпавшей нам возможностью и на выходных отправились в нашу миниэкспедицию к Мологе. Нам повезло, мы стали участниками пусть и маленького, но всё же открытия. Расскажем обо всём по порядку.

Собралось нас девять человек. С фотоаппаратами наперевес и нехитрым перекусом, обутые в резиновые сапоги, мы распределились на два экипажа и на двух легковых машинах добрались до базы отдыха на Рыбинском водохранилище «Биг ФишЪ». Здесь нас ждал арендованный катер на воздушной подушке. Удовольствие это пусть и недешёвое (за три часа ожидания, пока мы блуждали по территории Мологи, и путь туда-обратно мы заплатили по 1600 рублей с человека), но это всё-таки один из самых оптимальных способов добраться до затопленного города.

На всём пути к Мологе Виктор Ерохин сообщал нам важные исторические вехи Мологского края. Наш катер на воздушной подушке пробивался сквозь встречный ветер, и мы живо представляли себе, каким был Мологский уезд к началу XX века. Это был некий слаженный организм, в котором гармонично сочетались природные богатства и человеческая деятельность, земледелие и промышленность, вера и культура. Мологский уезд был поставщиком лекарственных растений для первых российских фармацевтов Карла Ивановича и Владимира Карловича Феррейнов, в Мологе они открыли фабрику товарищества «Феррейн и К».

Маслодельный, сальносвечной, кирпичный, костемольный, клееварный, кожевенный, солодовенный, винокуренный, крупяной, лесопильный заводы, кондитерская фабрика – вот далеко неполный перечень производств, успешно развивавшихся в Мологском уезде в XIX – начале XX веков. В 1915 году здесь начали строить железную дорогу с мостом через Волгу. После революции строительство прекратилось, а секции моста были увезены на другую стройку.

В голове не укладывается, для чего этот самобытный край пал жертвой грандиозной стройки, которая до неузнаваемости изменила жизни тысяч мологжан. Когда читаешь опубликованные документы 40-х годов XX века, возникает странное чувство раздвоенной реальности, как будто кто топором рубанул по живому, и это живое стало одновременно и живым, и мёртвым. Реальное и нереальное сочетаются в мологской трагедии с потрясающей силой. Обо всём этом можно прочитать в журнале «Углече Поле», посвящённом Мологе.

Ход мыслей оборвал мягкий толчок – это наш катер прибыл в точку назначения. С каким-то чувством тоски и одновременно предвкушением новых открытий мы сошли на землю, усыпанную битым кирпичом, покрытым ровным слоем мельчайших ракушек. Здесь и была когда-то прославленная Молога, а сейчас это, по сути, остров, со всех сторон омываемый Рыбинским морем. Когда Волга полноводна, то это место тоже уходит довольно глубоко под воду.

Тайна битого кирпича была сразу же раскрыта Виктором Ерохиным. Он рассказал нам, что остовы затопленных кирпичных домов и храмов смущали интуристов, которые проходили мимо на теплоходах, поэтому советское правительство и приняло решение взорвать уцелевшие здания.

Мы стоим на открытой площадке, продуваемой довольно холодным ветром, и пытаемся совладать с картой уездного города Мологи, которую любезно взял для нас Виктор Ерохин. В городе было всего четыре улицы – они шли параллельно на добрых четыре с половиной километра: Ярославская, Петербургская, Череповецкая и Задняя; после 17-го года их переименовали соответственно духу времени – Республиканская, Коммунистическая, Пролетарская и Советская.

Красивейший вид открывался на Мологу с парохода, следующего из Рыбинска, – тянулись вдоль берега дома, церкви, золотые песчаные пляжи... В центре города стояло необычное двухъярусное деревянное здание, окруженное густыми липовыми и березовыми аллеями – гимнастическая школа, или Манеж – гордость мологжан. В 80-х годах XIX века земский врач Всеволод Васильевич Рудин выдвинул идею спортивно-эстетического воспитания детей, а купец Павел Михайлович Подосёнов (с его именем как раз и связано наше открытие) активно поддержал её, сразу же выделив на строительство двадцать тысяч рублей.

Здесь проходили спектакли, концерты, новогодние ёлки и прочее – вся общественно-культурная и спортивно-оздоровительная жизнь города. В Манеже состоялось и последнее собрание мологжан – событие это происходило 4 сентября 1936 года и называлось «расширенный пленум Мологского горсовета с жителями Мологи». На нём присутствовали 826 человек, в повестке дня стоял один-единственный вопрос – «О реконструкции реки Волги и переселении Мологи».

Достопримечательностью города были церкви: главный Воскресенский собор вблизи мологской пристани, возведенный на месте древнего деревянного храма в 1767 году, с приделами в честь Николая-Чудотворца и Ильипророка; самая старая каменная Вознесенская церковь на окраине города в Заручье, построенная в 1756 году, с приделом во имя святых князей Бориса и Глеба; красавец Богоявленский «новый собор», возведенный в 1882 году на средства все того же мологского мецената, торговца льном Павла Подосёнова; Всесвятская церковь на кладбище, освящённая в 1805 году. В этом году Волга настолько обезвожена, что нам удалось пройти пешком до Всесвятского кладбища.

Здесь мы и сделали наши маленькие открытия. Нам удалось разыскать несколько интересных надгробных памятников. Первый из них был установлен на могилах двух малышек: Надежды и Людмилы из рода Мусиных-Пушкиных (одному из представителей этого известнейшего графского и дворянского рода графу Алексею Ивановичу удалось открыть «Слово о полку Игореве»). Девочки умерли в августе 1882 года с разницей в десять дней, можно предположить, что семью девочек настигла какая-то заразная смертельная болезнь.

Что удивительно, родились они в один день – 24 января, только старшая родилась в 1881 году, а та, что помладше, – в 1882 году. Разыскали мы и надгробный памятник Павла Михайловича Подосёнова, который скоропостижно скончался летом 1891 года. Этот меценат сделал очень многое для Мологи. Игорь Проскурин из ансамбля «Ковчег», который был вместе с нами в экспедиции, прочёл на кладбище литию по усопшим.

Три часа пролетели, как один миг. Весь обратный путь каждый из нас был погружён глубоко в себя, и дело тут далеко не в том, что на ветру мы замёрзли и устали, каждый из нас пытался осознать увиденное, и пусть и немного, не в полной мере, но прожить ту трагедию, с которой столкнулись вынужденные переселенцы.

Кирилл ВОРОНИН. Фото Алексея СУСЛОВА

Число просмотров: 3372

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=13148

Дата Период
12.11.2014 14:55 // марго
рочитала с интересом

Написать комментарий к новости

Ваше имя
Пожалуйста укажите имя
Email для ответа
Пожалуйста заполните
На сайте не публикуется, необходим для того, чтобы мы при необходимости могли Вам ответить
Комментарий
Пожалуйста напишите комментарий