Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Образование » 2010 г. » Январь » 20 » Школьники и студенты приобщились к высокой словесности

Школьники и студенты приобщились к высокой словесности

20.01.2010 // Образование

Будущее любой страны в первую очередь зависит от того, насколько граждане ценят, любят и заботятся об охране своего языка, ибо язык – это основа национальной культуры и истории. И, наверное, не случайно люди из поколения в поколение ценили собеседника прежде всего за хорошую речь, за грамотный язык. Поэтому у преподавателей филиала ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в Угличе и специалистов Управления образования Угличского муниципального района возникла идея о создании совместного проекта «Зимняя филологическая школа», цель которого – языковое и интеллектуально-творческое развитие старшеклассников района и привитие у них особого, бережного, отношения к слову, формирование интереса к языку. «В прошлом году в Угличе появился первый опыт работы, направленно на интеллектуальное развитие школьников в каникулярное время, – отметил начальник Управления образования Александр ГУДКОВ. – Три школы (3-я, 4-я и 8-я) реализовали совместный проект «Умные каникулы». Сотрудничество с филиалом педуниверситета позволило продолжить эту инициативу уже нынешней зимой».

8-10 января в стенах Угличского филиала ЯГПУ начала свою работу I Зимняя филологическая школа. Знаменательно, что именно начало 2010 года – Года учителя – совпало с открытием этого проекта, поскольку одной из задач школы – приобщение старшеклассников к учительской профессии, и, в частности, к профессии учителя-словесника.

Программа школы была разнообразной: участие в мастер-классах, дискуссиях на лингвистические темы, проведение микроисследований в области русского языка и литературы, создание учениками собственных высказываний.

Заполнившие аудиторию участники школы – а их было порядка пятидесяти – после задорного приветственного слова студентов настроились на интересную совместную работу. Ощущение напряженности ушло после произнесенного Ириной МИНЕРАЛОВОЙ, доктором филологических наук, профессором кафедры русской литературы и журналистики XX - XXI вв. МПГУ, в адрес всех присутствующих, в том числе и старшеклассников, приветствия: «Коллеги!» – и не стало ни преподавателей, ни школьников, ни студентов. В аудитории находились люди, объединенные общей целью – «приобщением к слову и высокой словесности».

В первый день Ирина Георгиевна продемонстрировала, как можно работать с текстом и увидеть то, что на первый взгляд кажется невидимым. А затем совершенно просто провела работу по созданию текста, после которой ученики смогли быстро написать оригинальное сочинение без особых усилий.

Наталья ЛУКЬЯНЧИКОВА, преподаватель кафедры русской литературы ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, беседовала со школьниками на тему «Изобразительно-выразительные средства языка: тропы и фигуры». Полученные знания докажут свою ценность будущим выпускникам при сдаче ЕГЭ по литературе и русскому языку.

Второй день Зимней филологической школы Наталья ПЯТНИЦЫНА, директор и преподаватель филиала ЯГПУ, открыла обсуждением проблемы глобализации языков. На сегодняшний день идея глобализации, то есть утраты национальных языков и возникновения единого мирового языка, является актуальной, активно обсуждаемой учеными и общественностью. На основе интересного и доступного материала Натальей Львовной была организована оживленная дискуссия. Объединившись в группы, студенты и школьники обсудили проблему стремления общества к созданию единого международного языка. Свое мнение каждый из присутствующих оформил в форме отзыва, актуализировав навыки в создании текста данного жанра.

Очень интересной оказалась организованная Ириной ШУСТИНОЙ, доцентом кафедры теории рекламы и коммуникации ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, исследовательская работа в группах на тему «Язык современного города». Выявляя особенности речевого поведения школьников в аудитории, Ирина Викторовна расширила тематику объектов языкового наблюдения до звучащей речи в повседневной жизни. Учащимся было предложено пронаблюдать за речью телеведущих, радио-диджеев, за используемыми языковыми средствами в СМИ, рекламе, SMS -, I С Q -переписке. Все это отражает реальное состояние речевой культуры. Обсуждение материала в группах было очень эмоциональным и продуктивным. Следуя совету Ирины Викторовны, ребята дружно согласились с высказаванием: «Язык уникален, он вокруг нас».

Елена ГОРЮНОВА, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала педуниверситета, познакомила школьников с творчеством и биографией современных писателей XX века. Обсуждаемые произведения писателей позволили учащимся по-иному взглянуть на некоторые проблемы современной жизни и понять особенности развития современной литературы.

На третий день Михаил БАКУЛИН, ассистент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала, провел со школьниками увлекательную беседу по проблеме интерпретации художественного произведения. Полученные рекомендации по работе с текстом будут полезны и при чтении художественной литературы, и при написании сочинений.

Этим программа филологической школы не ограничивалась. Ребята с удовольствием принимали участие в игре «Умники и умницы», где они смогли проявить и проверить свои знания романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», показать творческие способности. «Конкурс грамотеев» позволил каждому оценить свои знания по русскому языку, а также проявить смекалку при решении лингвистических задач.

В Зимней филологической школе работал пресс-центр из студентов-филологов, который готовил ежедневные выпуски информационных бюллетеней. Студенты-волонтеры под руководством Анны ВОРОНИНОЙ помогали в организации работы школы.

Словом, Зимняя филологическая школа действительно объединила всех, кто знает цену хорошего слова и мечтает об уроках изящной словесности.

Алена ТИТОВА

Число просмотров: 4123

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=6049

Дата Период

Написать комментарий к новости

Ваше имя
Пожалуйста укажите имя
Email для ответа
Пожалуйста заполните
На сайте не публикуется, необходим для того, чтобы мы при необходимости могли Вам ответить
Комментарий
Пожалуйста напишите комментарий