Гражданской обороне России 90 лет
29.07.2022 // Правопорядок и безопасность
Гражданская
оборона является одной из важнейших функций государства, составной частью
оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Ее
развитие имеет почти вековую историю.
Началом пути гражданской обороны
в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной
обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей"
устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и
явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны. В
документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных
пунктов, отрядов для оказания пострадавшим первой медицинской помощи, о
правилах поведения при воздушном нападении.
Вторым
этапом развития гражданской обороны (1932 г.- 1941г.г.) стал комплекс военно-политических
и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны.
Советом народных комиссаров СССР 4 октября 1932 года было принято «Положение о
противовоздушной обороне СССР», которым впервые были определены мероприятия и
средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной
опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено
начало создания местной противовоздушной обороны (МПВО), предназначенной для
защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября
1932 года принято считать днем рождения МПВО и Днем гражданской обороны.
Третий этап
(1941-1945г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны. Своевременное
создание МПВО обеспечило в годы войны успешное решение задач защиты населения и
объектов народного хозяйства от нападения с воздуха. Четвертый этап (1945 -
1961г.г.) – этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее
эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия
массового поражения. В 1961 году была создана качественно новая система – Гражданская оборона, ставшая одним из стратегических факторов
обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.
Гражданская
оборона принципиально отличалась от МПВО. Во-первых, мероприятиям ГО был придан
общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и
реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и
каждого коллектива.
Во-вторых,
система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и
территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это
многократно усложняло проблему.
В-третьих, расширился круг
задач, решаемых гражданской обороной. Так, в число основных задач ГО вошло
обеспечение устойчивой работы промышленности в военное время.
В-четвертых, новое качество
приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника.
Пятый этап
развития гражданской обороны страны (1961 - 1971г.г.) характеризуется глубокими
структурными изменениями системы ГО. С сентября 1971 г. непосредственное руководство
системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это
подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях.
Шестой этап
(1971 - 1987г.г.) связан с новыми структурными изменениями из-за усиления гонки
вооружения и достижения СССР стратегического паритета. Была повышена
эффективность руководства деятельностью ГО со стороны органов управления министерств
и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО
является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и
территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС
природного и техногенного характера в мирное время как задача в то время не
стояла.
Седьмой этап развития системы
ГО (1987-1991 г.) является этапом позитивных перемен в военно-политической
ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной
части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем. На данном этапе
на гражданскую оборону были возложены задачи по защите населения и территорий
от стихийных бедствий, аварий, катастроф в мирное время.
Восьмой этап (с 1991 г. по
настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР,
образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в
чрезвычайных ситуациях (РСЧС). В связи с этим в 1990 году был создан специальный
федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на
правах государственного комитета, который после ряда преобразований в 1994 году
становится Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В 1992 г.
была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
(РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера. Основными задачами РСЧС являются:
- проведение
единой политики по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и
здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды;
- прогнозирование
и оценка масштабов ЧС, определение на основе прогноза потребностей в силах,
материально-технических и финансовых ресурсах для ликвидации ЧС;
- учет
всех возможных потенциальных источников ЧС, определение степени их опасности
для населения и территории субъекта РФ в зависимости от величины риска
возникновения и масштабов возможных ЧС;
- сбор,
обработка, обмен и выдача информации по вопросам защиты населения и территорий
от ЧС;
- проведение
работ по ликвидации ЧС;
- подготовка
населения к действиям в ЧС;
- создание,
рациональное хранение и использование резервов материальных и финансовых
ресурсов для ликвидации ЧС;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего
населения от ЧС;
Угличское
звено территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций состоит из 22 учреждений, организаций и
предприятий с общей численностью личного состава 830 человек, в распоряжении
имеется 344 единицы техники.
В
2020 году Угличское звено территориальной подсистемы единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций приняло участие в ликвидации последствий,
вызванных весенним половодьем, в результате которого на территории района было
подтоплено 10 населенных пунктов и размыт земляной вал плотины на реке Улейма.
Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=19818