Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Культура » 2010 г. » Ноябрь » 18 » 21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

18.11.2010 // Культура

Архистратиг Михаил, имя которого в переводе с еврейского значит «кто яко Бог», или «кто равен Богу», является вождем небесных сил и оттого называется в Священном Писании архистратигом (верховным воеводой) силы Господней.

В церковных песнопениях он воспевается как «ангельских ликов чиноначальник», «Трисолнечного Божества предстатель». В этот день Святая Церковь вспоминает и все бесплотные силы, отчего и сам праздник называется «Собором». Праздник этот установлен в IV веке. Тогда ноябрь был девятым месяцем от марта, с которого начинался новый год, и соответствовал 9-ти чинам ангельским. Эти 9 чинов по учению церкви делятся (условно, конечно) на 3 иерархии: высшую, среднюю и низшую. В свою очередь каждая иерархия содержит по 3 чина.

К высшей иерархии относятся шестокрылые Серафимы, многоочитые Херувимы и Богоносные Престолы; к средней — Господства, Силы и Власти; к низшей — Начала, Архангелы и Ангелы.

Греческое слово «ангел» означает «вестник», «посланник» — это указывает не на природу Ангелов, а на то служение, которое они исполняют. Словом «ангел» в значении «вестник» в Священном Писании именуются не только бесплотные духи, но и прочие посланники Божии. В Новом Завете «ангелами», кроме Предтечи Христова Иоанна, названы и ученики Крестителя, Апостолы, предстоятели Церквей, а в Ветхом Завете ангелами именуются даже разного рода стихии, если они являются исполнителями воли Божией.

Упоминание об Ангелах проходит через всю Библию, включая древнейшие ее книги, написание которых предшествовало переселению евреев в Вавилон. И совершенно безосновательно мнение протестантов о том, что учение об Ангелах почерпнуто было евреями из персидской магической богомерзской религии во время вавилонского плена. Столь же неприемлемо мнение рационалистов о том, что Христос и Апостолы говорят об Ангелах, приспосабливаясь к народным языческим верованиям. Это было бы несообразно со святостью Спасителя, в устах Которого не было лжи. Каждое слово Его — Истина.

Вразумляя саддукеев, отвергавших Воскресение и бытие Ангелов, Господь говорит: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. Ибо в Воскресение не женятся, ни замуж не выходят, но пребывают, как Ангелы Божии, на небесах».

В Символе веры мы исповедуем православно Бога Творцом мира видимого и невидимого. По словам апостола Павла, Сыном Божиим «создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, Власти ли — все Им и для Него создано».

Откровение не говорит определенно о времени, когда были созданы бесплотные силы. Но ясно, что они были сотворены прежде человека и до всего вещественного мира. И в образе змия наших прародителей искушал падший ангел. Ко времени создания Адама и Евы ангельский мир не только существовал, но в нем уже совершилось отпадение от Бога части Ангелов. Спаситель говорит Апостолам о том, что Он видел сатану, падающего с Неба в адскую бездну.

Ангелы в Писании именуются духами, апостол Павел относит их к миру невидимому. Однако в писании Ангелы всегда предстают людям в каких-нибудь чувственных, зачастую в человеческих, образах. Но это не говорит об их телесности, ведь Сам Бог не единожды являлся в Ветхозаветные времена в чувственных, материальных образах: три странника, купина, облако, Ангел. Иоанн Дамаскин вот что говорит: «Ангелы, являясь по воле Божией достойным людям, являются не такими, каковы они сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их». Тела, в которых они являлись людям, им не принадлежат, но принимаются ими временно по воле Божией.

Ангелы суть чистые, или бесплотные, духи. Но духовность Ангелов, как сотворенных существ, ограничена их Творцом и конечна. Иоанн Дамаскин: «Бестелесным и вещественным называется Ангел только по сравнению с нами, ибо в сравнении с Богом Единым, Несравненным (ни с чем), все оказывается грубым и вещественным; одно Божество всецело невещественно и бестелесно».

Поскольку Ангелы бесплотны, не занимают, стало быть, места в пространстве, то Они молниеносно передвигаются, для них не существует препятствий, и Они временно могут принимать различные пространственные образы. Иоанн Дамаскин: «Когда они находятся на Небе, их нет на земле, и, когда Богом посылаются на землю, они не остаются на Небе», то есть Они не вездесущи и ограничены в пространстве, ибо, как создавший их Бог, не содержат в себе всего мира, но сами находятся в нем.

Писание учит, что Они умирать не могут. Но Ангел, говорит Иоанн Дамаскин: «бессмертен не по природе, но по благодати (по дару), ибо все, что имело начало по естеству, имеет и конец».

Напоследок же приведем слова святителя Дионисия Ареопагита: «Сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, в точности знает один Бог, Виновник их иерархии; знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам об этом можно сказать столько, сколько Бог открыл нам через них же самих, как знающих себя».

А мы вернемся на нашу грешную землю, освящаемую дарованным Богом праздником Архангельским. Господь подарил граду Угличу оплот, находящийся близ восточных городских врат, напоминая тем самым о Том, Кто будет Его встречать, когда Он придет наконец от востока для Своего Страшного Суда. Тогда Его встретят в обители Его Архистратига Михаила. И в этот великий Архангельский день мы вновь и вновь с православными угличанами, рыбинцами, ярославцами, дмитровцами, москвичами, петербуржцами в храме во бору обратимся с молитвою к нашим небесным заступникам и покровителям, предстоящим престолу Божию:

Святый Архангеле Михаиле, победителю, победи страсти моя.
Святый Архангеле Гаврииле, вестниче Божий, возвести мне час смертный.
Святый Архангеле Фафаиле, целителю, исцели мя от болезни душевныя и телесныя.
Святый Архангеле Урииле, просветителю, просвети моя чувства душевныя и телесныя.
Святый Архангеле Иегудииле, прославителю, прослави мя добрыми делами.
Святый Архангеле Селафииле, молитвенниче, моли Бога о мне грешном.
Святый Архангеле Варахииле, благославителю, благослови мя, грешного, всю жизнь провождать в душевном спасении.
Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, сохрани душу мою грешную.
О Пресвятая Владычице моя Богородице, вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел и вси святи, помилуйте мя, помозите мне в жизни сей, во исходе души моея и в Будущем Веце. Аминь.
Число просмотров: 3170

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=7448

Дата Период

Написать комментарий к новости

Ваше имя
Пожалуйста укажите имя
Email для ответа
Пожалуйста заполните
На сайте не публикуется, необходим для того, чтобы мы при необходимости могли Вам ответить
Комментарий
Пожалуйста напишите комментарий